Наказывает ли Бог человека?

«Почему Бог меня наказывает?» «Что я сделал, чтобы так страдать?» Эти вопросы нередко задают священникам. Понятно, что спрашивают так обычно люди, переживающие какую-то большую беду. Спрашивают с болью и недоумением. Что можно на это ответить?

Скорбь, страдание — это вовсе не обязательно кара за грехи. А то было бы слишком просто: все праведники жили бы припеваючи, никогда бы не болели и умирали в глубокой старости. А люди недостойные, наоборот, были бы хилыми, бедными и долго не жили. Но ведь ничего подобного не наблюдается! А значит, или «Нет правды у Бога!», или она есть, но правда эта гораздо глубже и выше, чем способен порой понять наш несовершенный рассудок. Для верующего человека приемлемо только второе. Не все может объяснить человеческий разум. Любящий Господа и доверяющий Ему при любых лишениях скажет подобно многострадальному Иову: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!».


Наказывает ли Бог человека? В слово «наказание» мы вкладываем обычно юридический смысл, а его-то в деяниях Божиих искать не следует. Наказание Божие — следствие нарушения тех законов, на которых строится наше мироздание. Есть законы физические, для всех очевидные. Например, закон всемирною тяготения. Кто будет пренебрегать этим законом? Кто шагнет с балкона многоэтажного дома, желая прогуляться? Никто. Потому что закон тяготения есть, и пренебрежение им наказывается увечьем или даже смертью, в зависимости от высоты этажа. Законы духовные и нравственные столь же действенны, но не так очевидны. Нарушение этих законов разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как не способна принимать дождевую влагу утоптанная, неразрыхленная земля.

Разницу между юридическим наказанием и наказанием — следствием греха очень хорошо можно увидеть у Достоевского в романе «Преступление и наказание». За то, что Раскольников убил старуху-процентщицу, он в конце концов оказывается на каторге. Но разве каторга — то наказание, о котором рассказывает нам великий писатель? «Я себя убил, а не старушонку», — говорит несчастный преступник. Каждый наш грех — рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным вздохом. Иногда не обойтись без исповеди. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания.


Если же говорить о том, кого из людей «наказал» Господь сильнее всех, то, не колеблясь, назовем Человека по имени Иисус. То есть Себя Самого. Иногда творят, что Он пострадал невинно. Это не совсем так. Вина на Нем была огромная, только не Его вина, а наша с вами. И говоря о Его крестных муках, православные говорят не о правосудии, а об исцелении и восстановлении падшей человеческой природы, об очищении и возрождении каждой души, покаявшейся и уверовавшей во Христа.

Бог есть Любовь, и любое Его действие по отношению к человеку — проявление любви. В том числе и наказание. Смысл его не в мести, а в том, чтобы привести нас ко спасению. «...Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие», — учили апостолы. Поэтому, встречаясь в жизни с бедами, страданиями, несчастьями, не будем строить гипотез о том, за что или почему такое случилось. Здесь мы рискуем сильно нагрешить, приписывая Богу свои собственные измышления. Самый правильный ответ на все эти вопросы: «Не знаю». Но зато знаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии.