Тайный смысл иконы «Сретение Господне»


Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня, когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.


Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе «Сретение Господне» изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.

Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача — оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.


Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками — она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни — Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.

Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса.

Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:

«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»

Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.

Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты, которые церковь возлагает на своих прихожан.

Источник