Исцеление от осуждения


Осуждение — это ничто иное, как усиление в себе тех «неправильных», «нехороших», «просто ужасных» и «конечно же, недопустимых» качеств, которые были со всей старательностью найдены в ком-то другом.

В окружающих найти недостатки гораздо легче, ведь это доставляет «неописуемое» удовольствие ложному эго: оно получает наслаждение от осознания того факта, что «я» прав, а другой нет, «я» живу правильно, а другой нет, кому-то плохо или будет плохо, а мне нет.


Ведь кажется, что если мы что-то осудили, то мы свободны от указанных пороков. Но нет: подобное притягивает подобное. Кого-то задевает одно проявление качества характера человека, но кого-то это не трогает совсем. Значит, произошел резонанс: что-то внутри осуждающего откликнулось же на осуждаемое?

Как освободиться от привычки (а это именно привычка, с каждой «практикой» раз от раза усиливающаяся) осуждать? Методик много, я предложу ту, которой пользуюсь сама, может кому-то она покажется полезной.

Шаг 1. «Уличить» самого себя в процессе осуждения. Это как найти в себе проказника, который собирается навести смуту в нашем процессе саморазвития.

Можно «уличить» себя уже после того, как мы кого-то осудили, ведь эта привычка для эго настолько сладостна, что порой остановить этот процесс бывает очень трудно. Но все равно нужно стремиться к тому, чтобы научиться обнаруживать себя в этой программе поведения в самом начале «запуска механизма». С каждым разом будет все легче и легче. Главное начать.

А практика сама по себе не только полезна, но и увлекательна, потому что, оказывается, мы можем контролировать то, что раньше контролировало нас. Освобождение от иллюзий — всегда увлекательно. Появляется вкус к тому, чтобы продолжать совершенствовать это искусство и в дальнейшем.

Шаг 2. Какие качества, проявления человека я осуждаю? Перечислить это будет несложно, ведь ложное эго с легкостью выступает в роли судьи, создает целые тексты обвинений, придумывает аргументы и контраргументы, ведя мысленный или реальный диалог с «оппонентом», озвучивает приговоры и т. д.


Шаг 3. Очень важно сделать небольшую паузу. Не знаю, подойдет ли это для всех, но в моем случае: если я кого-то уже успела осудить, то находясь в таком состоянии с трудом могла сконцентрироваться на работе над собой, уж слишком это затягивало.

Поэтому: нахожу качества, которые мне «ни за что и никогда не нравятся в других» и либо иду дышать свежим воздухом, либо включаю какую-либо благостную мелодию, либо каким-то другим «экологичным» образом успокаиваюсь. Я пробовала работать дальше без этого «тайм-аута» — не особо получалось: эмоции и «аргументы» ума не давали возможности честно и беспристрастно увидеть ситуацию со стороны.

Шаг 4. Если пришло спокойствие — значит это знак — пора продолжать. Не скажу и сейчас ничего нового, нужно задать себе простой вопрос: когда, при каких обстоятельствах (нужна конкретика!) я сама проявляла это осуждаемое мною в других качество? Если ум спокоен, память непременно найдет нужное воспоминание. Возможно, это шокирует, удивит, возмутит, но возмущение уже будет направлено на нас самих. Теперь эго нашло другого врага, которого с удовольствием будет «клеймить», «судить», «уличать во всех грехах».

Шаг 5. Разотождествление. Конечно, это очень важный процесс. Пока мы всего лишь были в маятнике: неправ другой-неправ я. Мы все еще искали того, кто достоин осуждения. Нужно выбраться из этой ловушки, чтобы найти урок для саморазвития.

Итак, кто я? Тело? Тогда какая разница, как я себя веду! Я — это то, что я о себе думаю? А кто думает о том, как я о себе думаю? И т.д. Если я — это Душа, тогда, кто во мне осуждает другого или самого себя? Ложное эго. Тогда нужно убрать всех «виноватых» из головы и напрямую заняться тем, чему именно нужно научиться в данной ситуации как Душе.

Шаг 6. И вновь вопрос: если повторится такая ситуация, в которой я обычно проявляю то (те) качество (качества) характера, которое (которые) осуждаю в других или в себе, то как мне нужно поступить? Есть ли у меня выбор? Конечно, есть. Проявлять себя либо как эго, либо как Душа. Раньше я проявляла определенное эгоическое качество, чуждое моей истинной духовной природе и ведущее к деградации личности. Хорошо, а какому духовному качеству мне стоит научиться, чтобы у меня была альтернатива?

Здесь уже все будет индивидуально. Например, что я осуждаю? Допустим, лень. Какая здесь может быть альтернатива? Энтузиазм в благом деле, деятельность с любовью. Хорошо, чем чаще я буду практиковать именно это качество, тем меньше я буду замечать в себе и в окружающих лень, ведь ее все меньше будет в моем внутреннем диалоге. Вот и все.

Конечно, здесь главное — практика. Если все останется на словах или в попытках дискутировать, то это будет всего лишь информацией к сведению, и человек, ни разу не испытавший этого вкуса освобождения, не сможет увидеть столь желанных результатов, добродушно посмеяться над проделками эго и помочь другим стать более осознанными, а значит — счастливыми!