Почему подлые люди счастливы, а хорошим не везет: объяснение Виссариона Белинского



«Мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми».

Добро должно быть с кулаками?

Нас с детства учат: не важно, какую мы выберем профессию, не важно, где мы будем жить и с кем, главное, быть хорошим человеком. Достойным для того, чтобы носить фамилию предков.

Хороший — это прилежный, послушный, правильный. Мухи не обидит, старушек через дорогу переведет, на работе по головам не пойдет, а поможет и подскажет. Если нужно, последнюю рубашку с себя снимет и другу отдаст. Сам погибай, а товарища выручай. Так нас учили.

Но то ли время сейчас не то, то ли люди другие. Но я с ужасом представляю, что скажу это своим сыновьям. Чтобы товарища выручали, а про себя в последнюю очередь думали. Нет, так не годится.

Если ты о себе не подумаешь, о тебе никто не подумает. Альтруистом почетно быть, когда все тылы надежно прикрыты. Но отдавать последнее — это глупость, а не доброта душевная.

Вот что говорил о хороших людях Эрих Мария Ремарк:

«Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни же подобные качества, пока они кому-то нужны, используются до конца, а потом на них просто плюют».

Вот еще в чем ошибка. Нас учат так: ты главное, отдавай всего себя и тебе обязательно воздастся. Добром.

А потом вдруг люди осознают, что ими пользуются. Тогда они огромным усилием воли разрывают отношения и вступают в другие. Но и другие люди ими пользуются. Почему так?

Да потому, что отношения — это парное катание, поддержка, взаимный контакт, постоянный. А не «я положила к твоим ногам всю свою жизнь, а ты, будь добр, положи теперь к моим свою».

Если человек не умеет считывать свою значимость для другого, если глух и слеп эмоционально, то он всегда будет оказываться в позиции жертвы. Его добро, которое он генерирует в огромных количествах, пропадет даром. Останется невостребованным.

«Добро тоже таит в себе опасность. И разрушений оно может принести больше, чем простенькое зло».

Отсюда вывод: не просят вас о жертвах, о благородных поступках, то стойте и не рыпайтесь. Ваши благодетели не нужны, не навязывайте. Только мешаться под ногами будете. Попридержите коней. Благими намерениями, как говорится, вымощена дорога в ад.

«Многие люди добры и честны, пока им плохо живется, и становятся невыносимыми, едва только их положение улучшится».

Бьете себя кулаком в грудь и кричите, что вы хороший человек, но вам фатально не везет? Вы просто плохо себя знаете. Жизненный путь тернист. Он и покажет, кто и что из себя представляет на самом деле.

Есть и хорошая новость, для тех, кто отчаялся:

«Мир полон добрых людей, но замечаешь это, лишь когда оказываешься в беде. И это является своего рода компенсацией за трудные минуты жизни».

Мы ждем любви и уважения от тех, кому сделали много хорошего. Но суть добра так не работает. Вы можете вообще ничего не дождаться и это абсолютно нормально.

Добро — это не ответная реакция на чужие поступки, не валюта, которой вы обязаны расплачиваться с кем-то, это своего рода душевная красота, эстетика ума, стиль жизни. Невозможно быть с кем-то хорошим человеком, а с кем-то вести себя неподобающим образом. Тут либо так, либо никак.

И еще: нет людей плохих и хороших, есть обстоятельства. Ну а если жизнь вас свела с истинным злом, то отойдите, отстранитесь, пока не пропитались его токсичными парами.

И все же. Почему в нашем мире больше плохих людей, чем хороших. И почему первые живут легко и ничего не принимают близко к сердцу, а хорошим вечно не везет?

Литературный критик и публицист Виссарион Белинский считал так (цитата в пересказе Дмитрия Лихачева):

«Мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми».